Реформа ТКО в России
Реформа ТКО в России: к работе приступили 196 региональных операторов системы управления отходами
19 февраля, Глава Минприроды России Дмитрий Кобылкинпринял участие в селекторном совещании с субъектами РФ, которое провел Председатель Правительства России Дмитрий Медведев.
Министр природных ресурсов и экологии РФ проинформировал о реализации национального проекта «Экология» в части совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
***
- Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
С 1 января в России начали действовать новые экологические требования по обращению с ТКО. Более 80 % субъектов перешли на новую модель управления. Выбраны 241 региональный оператор на 262 зонах деятельности. Приступили к работе – 196 регоператоров.
По нашим прогнозам, 90% регионов страны «включатся» в реформу в текущем году. Замечу, что один из городов федерального значения Севастополь решил не откладывать переход до 2022 года, хотя такая возможность у него была. Хочу поблагодарить всех руководителей субъектов за активное участие.
Коллеги, обращаю внимание на проблемы, которые могут негативно повлиять на ход реформы, это:
- необоснованный пересмотр администрациями регионов тарифов и нормативов накопления;
- перенос срока начала работы регоператора путём изменения соглашения между субъектом и компанией;
- отсутствие дифференцированного подхода при определении нормативов для жителей сельских территорий и мегаполисов;
- низкая собираемость платы за ТКО.
Замечу, у регионов есть возможность совместно с федеральным центром за счет конкретных мероприятий, снизить плату граждан за ТКО. Что имеется в виду.
Первое. Правительством России принято решение об освобождении регоператоров от НДС и налога на прибыль.
Второе. Сохранены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года.
Третье. Определен порядок формирования и изменения перечня объектов размещения ТКО - так называемых санкционированных свалок.
Предварительные расчеты регионов показывают, что эти нормы позволят снизить тариф до 30% от утвержденных на настоящее время значений.
Кроме того, важно рассмотреть необходимость перехода на раздельный сбор мусора там, где это экономически целесообразно.
Уважаемые коллеги!
Что предстоит сделать публично - правовой компании «Российский экологический оператор» («РЭО»).
Ключевая задача – переход на системное стратегическое планирование, основанное, в том числе на принципе результативности и эффективности.
Без этого не может быть создана комплексная система по обращению с ТКО. Предстоит провести обследование сферы обращения с отходами, актуализировать ранее поданные заявки главами субъектов для максимально эффективного использования инфраструктуры.
Компания-интегратор позволит применять различные финансовые механизмы, в том числе новые инструменты при реализации нацпроекта «Экология».
К чему мы в итоге стремимся? К 2024 году планируем увеличить долю утилизации твердых коммунальных отходов с 4 до 36%.
Мы создаём новую, сложную отрасль и сегодня очень важно оперативно решать возникающие сложности путём консолидации усилий всех структур и общественных наблюдателей.
- Уважаемый Дмитрий Анатольевич, благодарю Вас за поддержку.